Пятница
26.04.2024
15:41
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Cайт села Денежниково

    Главная » 2015 » Декабрь » 6 » Поповы (очерк)
    17:38
    Поповы (очерк)

    ПОПОВЫ
    (очерк)

    Потомкам Поповых, не знавшим истории своих предков.
    Своим историческим предкам посвящаю.
    «Без прошлого–нет будущего»

     

    Фото Григория Артёмова

    На берегу дара природы реки Айдар, по правой стороне расположилось слобода Денежников.
    Центральная дорога «Старобельск -Таганрог», в простонародье «шлях», является межой между зелёным, богатым традициями селом и степями с дикими лесонасаждениями.

    Через два дома с соломенными крышами слева от шляха врастает землю каменное, тёмное здание. Солома, сложенная на крыше в качестве защиты от осадков, имеет серый плесневевший цвет. Фасад здания выкошен от порослей надоевшего и не чем непобедимого клёна. С других сторон стен, особенно с задней, клён возымел рост до ветхой крыши. Окна маленькие, не открываются, односезонные.
    Само здание огорожено плетённым забором. На основах забора, которыми служат деревянные пруты из того же клёна сушатся кувшины. Перед входом во двор, сопят привязанные к ограде кони. Коней не много. По другую сторону стоит деревянная телега, запряженная лошадью. Телега услана прошлогодней соломой.

    Здание это называется корчмой. Таких заведений в слободе несколько. При въезде со стороны Нового Айдара корчма хозяйская. Хозяин её Попов Пётр. На входе в корчму стоят двое мужиков. Одеты в лапти. Крепко выпивши и о чём-то споря. Если вслушаться в их разговор, бранят хозяина корчмы за отсутствие пива, высокую цену на водку, за жару за окном и просто за то, что он хозяин корчмы. Не могли смириться с тем, что хозяева не они. Попов Пётр Денисович в это время распоряжался наёмными крестьянами на поле, которые собирали рожь.

    Корчма была не откупной, постоялого двора там не было. Из того, можно сделать вывод, что корчма была больше шинком и питейным домом.

    В середине серого здания за прилавком отпускал среднего роста и возраста человек с такой же бородой. На подносе у него был приёмыш Поповых Тимофей. В чёрных штанах на босу ногу, в белой уже не чистой рубахе, приемыш отвешивал крупы из мешков, наливал масло в принесённые покупателями бутыли, убирал во дворе. Так же в обязанности Тимофея входили другие мелкие дела.
     Вдоль Денежникова до сосны, которая являлась по сути заключающим звеном села, расположены только хаты. Одинаковыми хаты не были. Масштабы, размеры и внешний вид таковых можно было поделить на три различающие. Добротная, побеленная со ставнями на окнах хата, это жильё, как тогда называли кулаков.

    Кулаки в Денежниково были людьми, которые на своём горбу заработали рубли и развели хозяйство, начиная от волов, лошадей и коров, заканчивая птицей и пасекой. Семьи из этих сословий могли позволить выкупить не много прилегающей земли, что бы расширить двор, арендовали землю у государства, где выращивали зерновые, нанимали местных крестьян, либо людей из других хуторов для работы на полях и во дворах. Других в слободе не было никогда.

    Начиная с первых дней основания хутора в 18-м веке и по революцию, тут жили казённые крестьяне. Даже в крепостные времена в данном хуторе не было «крепаков». Купцы, барины, хозяева поселений –всё это не про Денежниково. Исходя из этого, зажиточные семьи, были такими благодаря их предкам, которые в своё время батрачили и обзаводились более обширным хозяйством, а благодарные потомки продолжали дело отца или деда и с каждым поколением приумножали накопленное ими.

    Вторые –это середняки. Работящий люд, имеющий всё вышеперечисленное, но в меньших объёмах. Середняки позволяли себе иметь одного или двух нанятых на сезон или годы наёмных баб и мужиков.

    Бедняков домов было больше всего. Это маленькие хатки, часто не побеленные, низкие и старые. Люди, имеющие одну две головы крупного рогатого скота и птицу. Не многие бедняки могли позволить и лошадь. В основном, эти люди работали в наймах у кулаков и середняков своего села либо близь лежащих хуторов.

    Бедняками сии жители были по разным причинам. У кого не сложилось со здоровьем, у кого не получалось иметь много детей, которые постоянно умирали.
    Было не мало выпивох, которых мы встретили в начале нашего очерка в корчме.
    Были и такие, которые попросту не реализовали себя, не имели зажиточных предков, обеднели в различных случаях. Эти семьи за частую переселялись в Сибирь искать и строить новую жизнь и судьбу. Таких Денежниковцев было не мало.
    Дорога вдоль села была плохая, но довольно укатанная. В сильные дожди проезжавшие мимо телеги не застревали.

    Продвигаясь по шляху в направлении уезда Старобельск, перед сосной луг, за лугом лесонасаждения и за ними течёт Айдар. Это старое и первоначальное русло этой реки.

    В наше время река течёт перед посадкой. Это место сегодня называется Пришибом.

     

    Фото Григория Артёмова

    За пять домов до луга расположено здание государственной почты. Такой чести слобода Денежников была удостоена только благодаря тому, что была расположена на трассе государственного значения. Данные почтовые отделы служили для перегрузки почты из дальнего населённого пункта, груз из которого доставляли сутками в слободу Денежников, из которой другим экипажем доставляли до места получения или другого переправочного отделения. Сегодня на месте этой почты расположен закрытый много лет назад магазин«скобяной» и остановка общественного автотранспорта.

    Перед почтой красуется двух этажный постоялый двор. Он в слободе один. Такое место расположения выбрано неспроста. Именно на дороге и возле почты. Не маленькое здание, выполнено из дерева, в нём трактир.

    Второе здание на его территории конюшня. Во дворе кормит лошадей постояльцев мужик лет 60-ти. По двору гуляют гуси, утки, куры. Рядом в луже спит откормленный кабан.
    Сама слобода занимала собой площадь от шляха и по левую сторону до реки.Дома в центре не чем не отличались от домов на шляху.
    Утро следующего дня.
    В самом центре стоит храм Петра и Павла. Яркие купола блестят на солнце. Здание храма выполнено из резных деревянных материалов. У входа в церковь отбивают поклоны от мала до велика. Звонят колокола. Милостыню никто не просит, народ работящий. Среди многочисленных жителей, вышедших из храма после окончания службы, как и в любом городе либо хуторе есть и зажиточно одетые люди, есть и беднее.

     

    В толпе молящихся без головного убора с семьёй благодарит бога и Пётр Денисович Попов.

    Пётр высокий человек лет сорока.

    Круглое лицо, на лице борода сантиметров 5-ти. Глаза смотрят целеустремлённо, задумчиво. Лицо серьёзное. Нужно отметить, что в ту пору поводов для веселья было мало. Работа и тяжелый труд сопровождал человека с раннего утра до позднего вечера. Не редко сопровождавшие ненастья омрачали быт сельского человека. Засуха могла принести за собой холеру, отсюда смерть близкого человека и вымирание скота.

    Все это не редко случалось, но не сегодня! Сегодня Пётр молился и просил Бога благословить на днях заложенную мельницу в соседней слободе Спеваковка.

    Водяная мельница была воздвигнута по его просчётам на берегу реки Айдар. Именно в окрестностях Спеваковки,было самое подходящее место для её оптимальной работы. Не нашлось ни одного подходящего места в окрестностях Денежниково для строительство этого детища. Сколько прошений было написано генерал-губернатору, сколько поездок совершенно в Старобельск к уездным чиновникам о прошении выделить землю и разрешить построить долгожданную мельницу. И вот мельница построена и запущенна. Водяной механизм сможет молотить не только свои выращенные зёрна, но и зарабатывать. Рад был Пётр что сможет дать сезонную работу другим односельчанам. Помолясь и застраховав водяную мельницу в волости Штормова, Попов запустил процесс.

    Мельница пережила  самого Петра и его внуков. Попова мельница, как окрестили её жители, просуществовала до 60-х годов 20-го века.

     

    В церковь Пётр в воскресенье ходит с семьёй.

    Жена и дети выглядят ухоженно. Одежда воскресная на выход, жена в кружевном платке. Сама не высокого роста, среднего телосложения. На руках у супруги ребёнок двух лет.

    Остальные дети держаться сзади родителей.

    Богатым Пётр не был, он был зажиточным. Имел дом невдалеке от церкви.

    Дом Пётра был новым, на его месте 10 лет назад стояла хата, доставшаяся его от отца Дениса Семёновича.
    В семье он был старшим ребёнком. Двое младших сестёр давно вышедшие замуж иногда заглядывали в гости. Дарья после венчания стала жить у супруга в Спиваковке. Младшая Прасковья обвенчана с Кривякиным Галактионом, живёт в родном селе на «Черепахах».

    В доме Петра жили всей семьёй. Двор огорожен от улицы плетеным забором высотой больше метра. Ворота высокие, выполнены из толстых деревянных досок –добротные. Двор насчитывает несколько хозяйственных построек, хлев, сенник, и сараи для свиней и птицы. Во второй части дома, ближе к реке летние стойла для коров и лошадей. Заключением двора является колодец с закрученной на вертеле цепью и ведром. За колодцем огород. На огороде конопли, кукуруза, картофель и овощи. Всё ополото и ухоженно. На огороде трудиться мать

    Петра Варвара Григорьевна с двумя нанятыми на год девками. Пока жара не вошла в силу, нужно полоть.

    Конец огорода упирается в Айдар. Как прекрасна река, широкая, чистая.

    Киша рыбой, несёт много полезного для хозяек. Выйдя с огорода можно набрать воду и напоить скот. На сооружённом мостике, построенном заново после весеннего ледохода, каждый день рыжая вся в конопушках девка стирает бельё и портки. Зимой возле замерзшей воды собираются бабы соседки и в проруби смеясь и шутя, отбивают палками одежду.

    Вреда чудо река приносит не мало.
    Бывает, как разольется весной и затопит пол огорода до середины мая, а бывало и до середины июня.

    Фото Григория Артёмова


    Жизнь и работа бурлила во дворе Поповых ежедневно.
    Зажиточная жизнь начала проявляться благодаря отцу.
    Дед Семён не успел сделать ничего. После рождения Дениса, 18-ти летнего Семёна Диментьевича отправили в рекруты на 20-ти летнюю службу в царской армии, с которой он как и многие другие так и не вернулся.
    Отец Петра воспитывался матерью и своими силами начал расти и работать.

    Через несколько десятков лет, думал Пётр, внуки в несколько раз приумножат капитал и построят несколько мельниц во всей Штормовской волости.

    Фамилия Попов будет звучать более чаще в кругах чиновников, возможно внуки и сами станут этими чиновниками.

    Сам Пётр обзавёлся 5-ю детьми. Лукерья, Иван, Илья, Василий и самый младший Михаил. Были и такие что не выжили и умерли вмладенческом возрасте.

    Всё шло как по маслу. Двор Петра расширялся, расширялись и угодья земель. Дети росли, взрослели...

    Но... Как старуха с клюкой пришла революция. Не берусь давать оценку адекватности людям, которые пошли на это, но сам факт происходящего сломил судьбы и жизни миллионам людей.

    Попова «тронули» не сразу, как, впрочем, и всех зажиточных и работящих людей села Денежниково.

    Крах пришелв 1930-х годах. Попов Пётр был раскулачен. Забрали скотину, зерновые, различные запасы, недвижимое имущество.

    Забрали даже одежду.

    Занимались грабежом в основном такие люди, которых мы встретили в начале нашего очерка около корчмы.

    Мой дед при жизни говорил «Кто работал с утра до вечера и наживал добро, тех и видно на улице не было, а кто ничего не хотел, того можно было встреть в корчме в любое время».

    После раскулачивания, Поповы не задержались в селе, а уехали, как тогда говорили на «Донбасс». Так называли сегодняшний Лисичанск, Первомайск и т.д.
    Петровы потомки уехали туда для начала новой жизни. Вместе с ними уехали и множество других односельчан, пострадавших от новой волны власти. На «Донбассе» тогда усовершенствовались и открывались новые шахты. После строились новые города и посёлки. Начиная жизнь по-новому, переселенцы работали на тяжелых работах. Некоторые потомки остались жить в Денежниково. Младший сын Петра Михаил с женой не покинули родной земли. С семьёй на родине осталась так же и Прасковья Ивановна–внучка Петра. Она к тому времени уже вышла замуж за Юрова Василия и имела детей.

    Учитывая то, что Василий был сыном простого сапожника, их семья гонима не была.

    Потомки в 40-х, 50-х годах приезжали в село. Такие поездки не несли большой радости, помимо посещения своих родных, оставшимся жить на родине.
    Петровы дети и внуки, удачно осевшие в чужих местах благодаря своему труду, так же посещали Денежниково и для прочих дел. Основное, это скупить у некоторых бывших односельчан свои одежды и предметы быта…

     

    А. Титов (2015г.)


    Попов Диментий Антонович 1764 г.р.

    его дети: Попов Иван Дименьевич 1790 –1852;

    Попов Семён Дименьевич 1794 г.р. (сдан в рекруты в 1812 году);

    сын Семёна –Денис Семёнович 1833 г.р.

    жена Дениса –Варвара Григорьевна 1833 г.р.

    дети Дениса: Пётр Денисович 28.06.1858 г.р.

    Дарья Денисовна 16.02.1862 г.р.

    Прасковья Денисовна 1872 –10.12.1962;

    Дети Петра:

    - Лукерья Петровна;

    - Иван Петрович;

    - Илья Петрович;

    - Василий Петрович;

    - Михаил Петрович (21.11.1901 –12.02.1984)

    Дети Ивана:

    - Прасковья Ивановна (1902 -1942)

    - Николай Иванович (19.07.1910 –31.08.1985)

     

    Просмотров: 1915 | Добавил: sartem | Теги: Поповы, черепахи, Попова мельница, Денежниково | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: