Когда начинаешь изучать историю школы села Денежниково, то сразу приходит на мысль заезженная фраза, что история движется не
прямолинейно – от прошлого к будущему, а
спиралеобразно и отчётливо видно, что некоторые факты и события повторяются,
но на более высоком архимедовом витке истории.
Трёхклассная церковно-приходская школа
в селе Денежниково появилась в 1886 году.
Вот, что было зафиксировано в
Справочной книге для Харьковской епархии составителем - секретарём Харьковской
духовной консистории Иваном Самойловым, изданной в 1904 году.
Слобода Денежниково
… Священник Александр Горянский, 37 лет, окончил семинарию по второму разряду.
Рукоположен в священство к сей церкви (Свято-Петро-Павловской) в 1890 г. Состоит заведующим и законоучителем
церковно-приходской школы. И законоучителем народного училища.
Значит, к
1904 году в селе Денежниково уже было две школы: церковно-приходская и «народное училище» - земская школа.
Это и не удивительно - согласно той же
Справочной книги в слободе Денежниково было «прихожан мужского пола 1242
человека и женского 1482 человека»! Для
сравнения – сейчас население села составляет всего лишь 860 человек.
В 1912 году в селе было построено новое здание земской школы. Здание,
вероятно, типовое, из кирпича,
точно такое же здание школы было построено и в соседнем селе Спеваковка.
Здание бывшей земской школы, "старая школа", фото 60-х годов прошлого века
На тот момент
в школе занималось 57 учеников, и всего
шесть девочек.
(Сейчас, через 100 лет, в школе 63 ученика!).
При советской власти школа начала работать с 1919
года, было всего 2 класса. С 1922 года в
школе было 3 класса, а с 1928 года – 4 класса. Учеников в классах насчитывалось
по 35-45 человек. Учителей работало – 2 человека, а с 1928 года было уже 3
учителя: Далевский Николай Яковлевич - заведующий, Далевская Галина Сергеевна и
Цицерман Ольга Григорьевна.
По воспоминаниям, до сих пор
здравствующей Анастасии Ивановны Сырченко (1913 г.р.), в 20-е годы в школе кроме учебного процесса
бурлила и культурная жизнь. Силами учащихся даже ставились спектакли для
жителей села. Вход на спектакль стоил 5 копеек. Собранные деньги передавали
сиротскому дому, что был в помещичьем доме в соседней Маловенделеевке.
В 1929 году в селе была открыта
семилетка, директором стал Бабченко Пантелей Гаврилович, а учителей уже было
десять человек, учеников – 170 детей.
Средняя школа была открыта в 1937 году,
в школе стало работать 15 учителей, а учеников было 250-270 человек.
После войны Денежниковская школа стала
семилетней. И только в 1954 году школа опять стала средней, сразу было открыто
два 8-х класса, из них скомплектовали через год один девятый класс. Первый
выпуск десятиклассников был в 1957 году. В 1959 году в школе закрывали 10-й
класс и денежниковские десятиклассники ходили в Спеваковскую школу.
С 1938 года по 1950 –й, а затем после
1953 года директором школы был Михайлов Иван Петрович. Он рассказывал, что послевоенные годы были очень
трудные. Плохо было с отоплением школы. Приходилось топить дровами так, как
угля не было. Дрова заготавливали сами: на подводах ездили в лес, старшие
ученики и учителя пилили и рубали дрова, потом на подводах привозили в школу и
всю зиму так топили. ( А сейчас это называется: «альтернативные источники
энергии», притом «возобновляемые». Вспомним: новое – это забытое старое).
С 1960 по 1986 год директором школы становится Чурсин Владимир
Михайлович.
В классах было по 35-37 человек, иногда
были параллельные классы.
Школьники много помогали колхозу «Заря».
Ходили на прополку подсолнечника и кукурузы пешком – понимали, что надо и
полоть, а осенью убирать урожай.
Был в школе и свой производственный
участок, где ученики выращивали овощи и фрукты. Даже была школьная кроличья
ферма, по результатам работы которой школа была награждена почётной грамотой
обкома комсомола. Комсомольская организация школы насчитывала 110-120 учеников.
Славилась школа своей художественной
самодеятельностью. Ученики часто выступали с концертами не только на производственных участках колхоза
«Заря», но и ездили в соседние сёла.
На высоком уровне была и физическая
культура учеников, что давало им возможность занимать высокие призовые места на
спортивных соревнованиях районного, областного и даже республиканского уровня.
В 70-ые, 80-ые и даже вначале 90-х годов
прошлого столетия при школе существовали курсы трактористов-машинистов, на
которых учащимся старших классов удавалось получить профессию механизатора. На
этих курсах учились также жители
старшего, далеко не школьного возраста.
Несколько лет в школе работал кружок
«Фотолюбитель». Члены фотокружка самостоятельно во внеурочное время оборудовали
помещение для проведения занятий: заменили электропроводку, сделали затемнение.
На занятия ходили не только денежниковцы, но и юноши и девушки с других сёл.
Очень много учеников со своими учителями
совершали в летнее время туристических поездок по городам Украины и СССР.
В эти годы в старшие классы приходили
ученики из соседних сёл Маловенделевка и Спеваковка, из Денежниковской
школы-интерната.
В 1989 году в селе было построено новое
здание, куда и переехала школа.
С развалом Советского Союза, а затем и
прекращением деятельности местного КСП «Заря» для школы наступили трудные
времена. Резко сократился прирост населения в селе – стало сокращаться
численность учеников в школе.
Наметившееся социальное расслоение среди
сельского населения сказалось и на
взаимоотношениях между учащимися.
Постоянный дефицит финансовых ресурсов
для содержания школы и проведения учебного процесса не мог не сказаться на взаимоотношениях школы
и громады. Руководство школы вынуждено обращаться к родителям учеников для
оказания финансовой помощи. Что вызывает определённые негативные высказывания и
оценки в адрес администрации школы. В связи с этим, наметился отток учащихся в Новоайдарский
учебно-реабилитационный центр.
Конкурентная среда не обошла стороной и сферу
предоставления образовательных услуг в сельской местности.
Объявленная правительством и поддержанная
Президентом Украины, так называемая «оптимизация образовательных услуг», грозит
снижением ступени, а то и полным
закрытием малокомплектных школ, прежде всего в сельской местности, а значит и
наша школа попадает в эту «зону риска».
Что это означает для громады,
денежниковцы увидели на примере соседней Спеваковки. Когда там закрыли школу, сразу резко снизилась инвестиционная
привлекательность территории громады, начался отток населения в другие,
более социально-экономические
привлекательные населённые пункты, упали цены на жильё и на трудовые ресурсы
громады. Катастрофически снизился общий экономический и социальный потенциал
территории. Село свалилось в разряд бесперспективных
территорий.
Что делать в данной ситуации?
Один путь – занять выжидательную тактику
и «а там - куда дорога выведет!». Мол, изменить мы ничего не в силах, что
будет, то и будет!
Второй путь тернистый, но интересный.
Стратегический. Начать нужно хотя бы с бюрократического (вот, где бюрократия на
пользу!) усложнения принятия решения о снижении ступени, или закрытия школы.
Чтобы оттянуть время, а во время обсуждения этой проблемы среди жителей села попытаться
найти реально осуществимые идеи наполнения активностью школьную жизнь, которая
непременно должна благотворно повлиять и на активность жителей громады.
Этот второй путь и оформила в виде Инициативы: «Решение о снижение
ступени школы, или её закрытие – только через местный референдум!» НРОО «Товарищество сельских женщин «Акация». Инициативу поддержала Луганская общественная организация Восточноукраинский
центр общественных инициатив с помощью МФ «Возрождение» в виде минигранта.
Материал подготовлен для брошюры в
рамках реализации Инициативы.
|