![](/_nw/3/s68242971.jpg)
Александр II слыл оригинальным самодержцем и иногда принимал неординарные решения под стать решениям библейского царя Соломона.
Есть подтверждение тому, что когда Государь вознамерился осуществить судебную реформу, то отправился в командировку по острогам, чтобы проинспектировать условия содержание арестантов. Иначе говоря, решил испытать себя, если провести аналогию с теперешней должностью, в качестве Уполномоченного по правам человека.
По прибытии в одну из провинциальных губерний Александр II сразу же традиционно отправился в губернский острог.
Способ общения Государя с арестантами был такой. Он шел перед строем заключенных и каждому задавал вопросы: «За что посажен? О чем желаешь заявить?»
![](/_nw/3/s73379759.jpg)
Молва о государевой инспекции давно обогнала его кортеж, и поэтому каждый из преступников придумывал слезные истории о своей невиновности, чтобы их рассказать во время встречи с Императором, лелея надежду получить свободу.
Но Государь их выслушивал равнодушно, так как, имея 44-летний жизненный опыт, он уже с первого взгляда определял, что перед ним предстоят мошенники, воры и убийцы, не смотря на то, что каждый из них уверяет о собственной невиновности.
Так он двигался, кивал головой после каждого ответа от арестанта к арестанту, пока уже в конце строя не подошел к заключенному с виду крестьянину. Тот на казенные вопросы Александра II, вдруг ответил, что, мол, посажен за дело, потому что виновный дальше некуда. Тут Государь оживился и принялся расспрашивать подробности, за что тот посажен.
Оказывается наш крестьянин жил примаком и все время от тестя и тещи выслушивал упреки, что безлошадный, да и дома своего не построил, и вообще как работник ни на что негодный. Упрекали каждым куском. Терпение однажды лопнуло, и он взял и спалил постройки своих обидчиков, когда те работали в поле.
Государь задумался и потом спросил, что куда желает крестьянин податься после освобождения, не свою ли деревню? «Неа, - говорит мужик, - туда не пойду, пойду строить железные дороги».
После этого Александр II обращается к начальнику тюрьмы: «Вы, голубчик, организуйте составление каких нужно бумаг на помилование этого виновного к завтрашнему дню, чтобы пока я здесь, то смог бы их подписать. Почто сидеть виновному, если кругом сплошь невиновные!»
|