О языках, которые нам "враги".
Бытует, мягко говоря, брехня некоторых "свидомых", что в советский период нашей истории, украинский язык в УССР был изгоем в культурном, филологическом и других мыслимых и немыслимых категориях...
Устал уже приводить пример в соцсетях, что я, несмотря на то, что до девятого класса не произнёс ни одного украинского слова на уроках украинского языка и литературы, которые у нас были, начиная с пятого класса, на экзамене по украинской литературе, наизусть прочёл стихотворение Шевченко, выучив его прямо на экзамене! За что Степан Иванович Чуй ( наш учитель украинского языка) поставил мне твёрдую "четвёрку".
В период "революции цвета детского поноса" на одном из митингов в Луганске познакомился с бодрым старичком, который отрекомендовался, как секретарь комсомольской организации паровозостроительного завода в 30-х годах прошлого столетия. Оказалось, что он был преподавателем машинститута, где я получал второе высшее образование. Так он мне поведал, что во времена его комсомольской деятельности существовала директива ЦК КП(Б) Украины, чтобы все партийные и комсомольские собрания проводились на украинском языке.
Я уже не говорю о том, что в УССР издавалось огромное количество СМИ и классиков мировой и украинской литературы миллионными тиражами...
Лично я "Планету людей", "Маленький принц" Антуана-де-сент Экзюпери и "Мартина Идена" Джека Лондона впервые прочёл в украиноязычном варианте...
Но сейчас мне вспомнился один эпизод из моей жизни, который ярко иллюстрирует отношение к украинскому языку в наше время, когда деревья, посаженные нами были такого же, как и мы роста.
Лето 1975 года,
Двухнедельный сбор призывников в Крымском, на берегу Северского Донца.
В конце сборов проводился строевой смотр подразделений призывников.
Вечером накануне этого мероприятия, наш взвод, состоящий наполовину из выходцев из шахтёрских городов и посёлков Луганской области, а наполовину - из "колхозников", т.е. выходцев из сельских районов, решили поступить не стандартно и исполнить во время смотра песню на украинском языке.
Запевалой выбрали парня с характерной украинской внешностью и особой приметой - подковообразными усами.
Во время прохождения смотра его поставили впереди строя вместо взводного...
...Наутро начальник сборов скомандовал: "Сборы, смирно! Для прохождения торжественного марша, повзводно, первый взвод прямо, остальные - направо! Шагом марш!"
Воинское начальство во главе с областным комиссаром, на трибуне лениво наблюдали прохождение взводов призывников, которые исполняли традиционные воинские песни типа: "Броня крепка и танки наши быстры!" или более лирические: " Шла с ученья третья рота, у прохожих на виду, мимо садов-огородов, мимо девушек в саду..."
Наш взвод перед начальствующим составом предстал одним и последних...
На подходе к трибуне, взводный скомандовал: "Взвод, смирно! Запевай!"
После нескольких строевых шагов образовалась пауза и запевала начал первый куплет: "Служив козак у війську, мав років двадцять три, любив козак дівчину і з сиром пироги!". Припев грянул весь взвод в пятьдесят голосов: "Гей, чула, чула, чула! Гей чула, чула ти! Любив козак дівчину і з сиром пироги!..."
Воинское начальство, опешило, подозревая какой-то злой умысел. Но увидев перед собой,что мы в чётком строю исполняем эту песню, стали переглядываться друг с другом и, в конце концов, обратили взоры на областного военного комиссара, который вскоре заулыбался, одобрительно кивая головой в такт этой песни...
Конечно же в строевом смотре наш взвод занял первое место, приняв объявленную благодарность комиссара чётким ответом: "Служим Советскому Союзу!"
На ужине нас ждал сюрприз - мы, единственный взвод, кто трапезничал в этот вечер пирожками с творогом...
Областной комиссар дал такую команду.
И ностальгическое фото о прекрасном времени, когда мы были участниками военно-патриотической игры "Зарница":
|